Август 4, 2019

SLOW FASHION

SLOW FASHION (медленная мода) — это такой подход к одежде, при котором вы используете качественные вещи, стараетесь покупать меньше и реже, думая об экологии.

Термин появился в 2007 году в противовес понятию fast fashion или массмаркету — считается, что его придумала эко-активистка Кейт Флетчер. Она противопоставила slow fashion масс-маркету, заявив, что прогрессивный подход к одежде — это отказ от перепотребления и следования сиюминутным трендам. Хотя сам феномен, конечно, появился раньше термина, и сейчас у него сотни тысяч адептов по всему миру.

Почему же это кажется мне важным именно сегодня и касается всех?

Не хотелось бы нагружать вас длинными речами с модным словом экологичность, а хочется рассказать на простых примерах.

В общество безудержного потребления мы превратились вовсе не так давно. До 80-х годов, времени расцвета таких гигантов недорогой моды, как Gap или Benetton, покупка нового платья считалась событием. Одежда стоила очень дорого, зачастую шилась на заказ, и никто даже и подумать не мог о том, чтобы купить вещь не то что на один выход, а и на один сезон. Да и надобности такой не было, поскольку один и тот же стиль одежды держался в тренде годами, а не какие-то пару месяцев как сейчас. Люди подолгу выбирали ткани, обдумывали, чего именно не хватает их гардеробу, ценили качество и обращали внимание на малейшие детали. Именно поэтому к выбору марки или конкретного портного, которому можно доверить новое пальто или платье, подходили очень ответственно.

Многолетний опыт показывает, что любое общество, вдруг обзаведшееся свободными деньгами (а именно это произошло в цивилизованных странах во второй половине прошлого века), начинает обзаводиться большим количеством имущества, дабы порадовать себя и доказать свой статус окружающим. Однако чем больше мы эволюционируем, тем больше переключаемся с желания обладать вещами на страсть к новым впечатлениям. Позитивные эмоции от покупки новой сумки порадуют вас максимум пару дней и забудутся, а о поездке в горы на выходные вы будет вспоминать всю жизнь.

Наперекор кричащим о себе маркам, всеми силами пытающимся продавать новый принт или модель сумки каждый сезон, нарядив в них очередную однодневную Instagram-селебрити, в моду входят бренды, чей конек – спокойные качественные вещи на все времена. Например, марка The Row: простая, но по-современному стильная одежда и аксессуары, которые будут радовать на протяжении долгих лет. Да, одна, казалось бы, обыкновенная футболка стоит около 200 фунтов, зато шьется в Америке из ткани высочайшего качества, и вы можете быть уверены, что она не потеряет форму после первой стирки.

Пару фактов: на сегодняшний день модная индустрия выпускает такое количество одежды, которое люди просто физически не способны потребить . С появлением очень дешевой одежды, зачастую копирующими крупные бренды, люди хотят купить больше и дешевле.

 

Да и в целом, осознанное потребление и отказ от масс-маркета только на первый взгляд кажутся чем-то доступным лишь узкому кругу людей. На самом деле, покупая 2-3 дорогие качественные вещи в сезон вместо 15 дешевых, вы экономите деньги, а выглядите при этом намного лучше. Однажды поверив в философию slow fashion, вы приносите в свою жизнь только то, чего действительно достойны: отлично скроенные стильные вещи из натурального хлопка, шелка и кашемира, которые еще и произведены в соответствии с близкими вам этическими стандартами.

В своей культовой книге о том, как избавиться от лишнего и тем самым изменить свою жизнь, Мэри Кондо говорит, что каждый предмет, с которым вы делите пространство, обязан приносить радость каждый раз, когда вы с ним соприкасаетесь. Задумайтесь об этом, в следующий раз придя в магазин, и со временем о каждой вещи, висящей в вашем шкафу, вы сможете искренне сказать: «Это моя любимая»!

 

Сегодня для  производства тканей используются гигантские природные ресурсы (главный из них-вода), огромный урон природе наносят продукты от переработки сырья для материалов и для их окрашивания, они выбрасываются в атмосферу. Вещи из неперерыбатываемой синтетики не разлагаются.  А чтобы сохранить низкую цену на изделия большие компании используют очень дешевую рабочую силу. По поводу рабочей силы-самое страшное, что чаще всего одежду типа HM Zara и др. шьют дети 5-7 лет в нечеловеческих условиях. Все это направлено на то, чтобы снизить цену, чтобы в итоге покупатель купил вещь и быстрее ее выкинул, чтобы купить новую. Зачем? Это погоня за деньгами, без оглядки на человека и экологию.

Мы утратили привычку узнавать из чего сделаны вещи-тем самым утратив привычку их ценить.

Не количество, а качество, не актуальность, а оригинальность, не внешний вид, а философия — эти принципы пропагандируются адептами «медленной моды».

 

Старая одежда может для чего-то использоваться, даже если она нам не нужна. Дешевую синтетику-нет. Она даже не гниет.

Мне очень нравится фраза: «не верь свитеру, в котором нет ни одной дырки». Настоящая качественная одежда старится красиво.

Конечно, все люди свободны и мне не хотелось бы навязывать свою точку зрения. Мне бы хотелось рассказать о том, почему медленное потребление-это реально круто. И почему  круче потратить время и немного подумать при покупке, почему на самом деле это экономит ваше время. Почему это очень крутая инвестиция в себя, свое время и свое качество, ощущен Первый вопрос,  который люди себе задают и говорят - я не могу себе этого позволить.  А я как дизайнер всегда задаю себе вопрос – если люди не могут себе этого позволить - какой смысл? А какой смысл тратить время, чтобы затем снова его потратить? На самом деле покупая качественную вещь – вы экономите, да, конечно качественная, дизайнерская одежда в принципе не может стоить дешево, но и прослужит она вам гораздо дольше.

Но что же делать. Начните с малого- если вы идете в магазин, и покупаете много вещей, пусть хотя бы одна из них будет качественной. Подумайте о том, сколько времени вы сэкономите. Купив 1 дешевую футболку вы тратите 1,5 своего времени. Покупаете 15 футболок в год. Это почти сутки в год.

И это всего один предмет гардероба!

 

«Покупай меньше, выбирай лучше». Vivienne Westwood

 

 

Я люблю одежду, люблю моду.

То, как мы одеваемся говорит не только о том, кто мы , но и том, кем бы мы хотели быть.

Я попыталась забыть о том, что я дизайнер и объяснить себе, простому человеку - почему же качественная одежда, дизайнерская или нет, пусть просто качественная – это круто, а главное важно и нужно  для меня? Ведь я могу просто пойти и купить одежду?

 

И я начала искать и проводить параллели с другими вещами и ценностями в нашей жизни. Ведь одежда-это часть нашего самовыражения, не менее важно что мы носим, как и то, что мы смотрим, читаем, слушаем, что мы любим.

Ну например, мы все читаем книги. Казалось бы, Чехов писал свои произведения более ста лет назад, но мы можем перечитывать его очень часто. Почему? Потому что в этот труд вложена живая эмоция, это вроде бы застывшее время, но мы можем постоянно переживать это ощущение заново. Потому что создатель поделился с нами чем-то «живым», частью своей жизни и ее видением. Пол Маккартни написал «yesterday» в 16 лет, но мы можем слушать эту музыку в любом возрасте. Про подсолнечники Ван Гога я уже не буду углубляться) В эти вещи вложено нечто живое, что всегда побуждает к ним интерес. Они не станут скучными для нас. Также и  с одеждой.

Дизайнер. Работая над очередным изделием- создатель делится с будущим покупателем своей эмоцией, своими ощущениями, он думает о том, чтобы человеку было комфортно. Одежда-это утилитарный дизайн, это отделяет ее от искусства, но в этом лично для меня и состоит вся крутость в создании одежды. То, что ты получаешь очень крутой фитбэк, видя, как одежда «живет» вместе  с человеком. Человек взрослеет, его взгляды меняются, он переживает разные эмоции, но именно та одежда, которая создана на опору на живые ощущения и желание помочь покупателю выразить себя - проживет с вами очень долго, как и книга. Важно то, что это застывшая, но очень живая мысль.

Кстати именно это качество я всегда любила в дизайне одежды, то, что это такая субстанция, конечно отделимая от искусства, но вместе с тем утилитарная и живет с человеком в моменте.

Каждое утро я иду на работу с радостью, и тем, что я люблю. Это и есть моя свобода и мне нравится передавать это ощущение через одежду. В этом есть идея повседневности и его ощущения, ведь большую часть мы в движении и в работе.

Конечно, я могу только говорить от своего имени. И когда я размышляю о том, что то же я закладываю при создании одежды, я думаю что одна из самых художественных ценностей ее - это чувство внутренней свободы, которое то же остается с вами.

Самое прекрасное в моде – это то, что она постоянно меняется, и люди, которые  работают в этой индустрии, достаточно безумны, чтобы меняться вместе с ней. Одежда, которая получается у дизайнеров, может быть создана очень давно и каждый раз выглядеть по-разному.

Это все чувствуется через одежду, и на самом деле при кажущейся сложности – покупать и носить дизайнерские вещи гораздо проще и удобнее. Это такая игра. Попробуйте!  Ведь за вас уже заранее подумали, и если вы видя одежду, которая на первый взгляд вам кажется привлекательной но все же сложной, постарайтесь прислушаться к своим ощущениям, они точно не обманут. Каждый раз открывая шкаф, вы будете говорить - «О! это моя любимая вещь». Здесь просто нужно немножко довериться создателю.

Меня вдохновляют люди, это всегда мой главный источник вдохновения в конечном итоге, я черпаю вдохновение в чем угодно, но прежде я задаю себе вопросы: куда человек может в этом пойти? Что он будет чувствовать? Будет ли ему комфортно? Как помочь ему освободить время для чего-то более приятного и важного? Ведь одежда-это всего лишь одежда, есть вещи куда важнее. Мне бы хотелось чтобы мой покупатель больше занимался своими увлечениями, чем ломал голову-уместно и комфортно ли ему будет в одежде?

Вы идете куда-то, за пару минут вам нужно придумать, как вы хотите себя чувствовать, переступая порог? Я хочу показать частицу себя своим новым знакомым или я хочу помолчать. Вам должно быть комфортно в любом состоянии.

И моя цель-сделать ваш путь как можно короче и просто наслаждаться жизнью.

Дизайн одежды - это игра с самим собой, поиск себя, каким я хочу быть сегодня?

Создавая одежду, мне хотелось бы  освободить ваше время для чего-то более важного. Быть красивыми и созвучными. Позволить себе – идти жизни своим чередом. Для меня очень важно внутреннее состояние человека, который будет носить мою одежду.

 

Маруся Низовцова, 2019